9 июня в Свято-Воскресенском храме г. Кяхта состоялось торжественное открытие и освящение восьмой части знаменитого иконостаса Воскресенской церкви в рамках проекта «Хрустальное чудо Кяхты».
Проект реализуется АНО «Зодчий» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направлен на восстановление части уникального иконостаса храма Воскресения Христова. Руководители проекта - Олег и Мария Шулеповы, а также члены автономной некоммерческой организации «Развитие туризма и гостеприимства в современном мире» (г. Москва) Светлана Дихтяр, Ольга Глезденева, Татьяна Максименкова.
В 2020 г. инициативной группой во главе с идейным вдохновителем и куратором проекта Анной Петровой был начат процесс восстановления иконостаса. На основании сохранившихся планов, описаний и фотографий Николая Аполлоновича Чарушина из фондов Кяхтинского краеведческого музея сделаны первые чертежи иконостаса, сняты замеры с единственного сохранившегося в Кяхтинском краеведческом музее хрустального бочонка колонны.
«От прекрасного, единственного в своём роде хрустального иконостаса оставался только бочонок с одной из хрустальных колонн, сохранившийся в Кяхтинском краеведческом музее. И чертежи. По ним и восстановили часть уникального иконостаса. Министерство культуры поддержало благое дело",- отметила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
Удивительна история хрустального бочонка из Кяхтинского краеведческого музея, по сути единственной на сегодня сохранившейся детали подлинного иконостаса Воскресенской церкви в Кяхте, благодаря которой и удалось начать работу по его воссозданию. Именно благодаря этому музейному экспонату удалось установить точные размеры больших бочонков - 265 мм. От этого размера уже были вычислены размеры остальных деталей иконостаса.
Известно, что этот бочонок в числе других был демонтирован в 1930 году, а поступил в Кяхтинский краеведческий музей в 1980 году. Его принёс в те времена работник Улан-Удэнского авиазавода Андрей Михайлович Хлебников, уроженец деревни Большая Кудара Кяхтинского района. Поскольку бочонок был разбит, Андрей Михайлович его склеил и сохранил у себя.
Весь иконостас состоял из 26 колонн: 20 больших первого яруса и 6 малых – второго яруса. Всего 120 больших и 24 малых бочонка из горного хрусталя, изготовленных на Гусевском хрустальном заводе в XIX веке. Общими усилиями, благодаря пожертвованиям местных жителей, реставраторам удалось воссоздать одну хрустальную колонну иконостаса. Освящение первой реконструированной хрустальной колонны, входящей в него, состоялось 18 января 2023 года.
Коллектив Кяхтинского краеведческого музея под руководством директора Баира Цыремпилова также внёс пожертвование на изготовление одного хрустального бочонка, за что был торжественно удостоен сертификата о пожертвовании.
На сегодняшний день воссоздана правая (южная) часть иконостаса - большая тумба с шестью хрустальными колоннами, в каждой из которых по 6 больших бочонков. В работе использованы материалы высшей пробы: золото, хрусталь, бук. Бочонки для колонн изготовлены в г. Гусь-Хрустальном по технологии XIX века. Над медальонами работал бурятский скульптор и ювелир Юрий Эрдынеев. Первой восстановленной эмблемой стало изображение Бородинского сражения, отлитое в Иволгинском дацане. В работе использованы эскизы известного художника Фёдора Толстого. В воссоздании деревянной тумбы также были задействованы мастер по изготовлению деревянной резьбы Дмитрий Ковалёв и дизайнер Ольга Ковалёва. Основную работу по реконструкции фрагмента иконостаса проводили реставратор, мастер-иконописец Олег Шулепов и мастер-позолотчик Мария Шулепова. Полностью восстановить иконостас планируется к 300-летию Кяхты в 2027 году.
Воссоздание иконостаса – это и дань уважения сегодняшним защитникам Отечества, их подвигам и мужеству.
После чина освящения, проведённого настоятелем Успенского храма г. Кяхта протоиереем Олегом Матвеевым, в главном приделе храма для гостей выступили артисты Бурятского театра оперы и балета.
Напомним, первая деревянная Воскресенская церковь в Кяхте была построена в XVIII в. В 1810 г. её решили заменить на каменную - по проекту московского архитектора Григория Герасимова. Храм во имя Воскресения Христова с двумя тёплыми приделами во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца заложили 1 июня 1830 г. К строительству привлекались даже итальянские мастера. Церковь строилась на средства от «аксиденции», а также за счёт богатых пожертвований. Строительство было окончено и храм был освящён 13 октября 1838 г. По отзывам Николая Пржевальского, Петра Козлова и других путешественников и исследователей Центральной Азии, «по внутреннему благолепию и богатству храм едва ли найдёт себе равных во всей Сибири». Его называли «Застывшей музыкой в камне». Прекрасный внешний вид церкви сочетался с пышным богатством внутреннего убранства. Особенно замечателен был алтарь в холодном приделе своим уникальным хрустальным иконостасом в бронзе, серебряными царскими вратами, живописью икон, серебряным престолом и жертвенником, драгоценным евангелием и громадным серебряным паникадилом, усеянным цветными камнями.
Роскошный иконостас главного алтаря храма, разработанный иркутским губернским архитектором Александром Разгильдеевым и в 1848 г. утверждённый архиепископом Иркутским Нилом, был выполнен в стиле Вестминстерского аббатства. Часть икон для него создал в 1847-1848 гг. художник Э.Рейхель. В 1854 г. в обновлении и реставрации икон принимал участие художник-декабрист Н.А. Бестужев.
В 1930-е гг. Воскресенская церковь была закрыта и передана под склад, а затем и вовсе заброшена. Полная реставрация церкви завершилась в 2011 году.
Деятельность Кяхтинского краеведческого музея осуществляется при поддержке министерства культуры Бурятии и главы ведомства Соелмы Дагаевой. Министерство успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, национальным проектом "Культура", инициированным Президентом России Владимиром Путиным.
#ХрустальныйИконостас
#ХрустальноеЧудоКяхты
Проект реализуется АНО «Зодчий» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направлен на восстановление части уникального иконостаса храма Воскресения Христова. Руководители проекта - Олег и Мария Шулеповы, а также члены автономной некоммерческой организации «Развитие туризма и гостеприимства в современном мире» (г. Москва) Светлана Дихтяр, Ольга Глезденева, Татьяна Максименкова.
В 2020 г. инициативной группой во главе с идейным вдохновителем и куратором проекта Анной Петровой был начат процесс восстановления иконостаса. На основании сохранившихся планов, описаний и фотографий Николая Аполлоновича Чарушина из фондов Кяхтинского краеведческого музея сделаны первые чертежи иконостаса, сняты замеры с единственного сохранившегося в Кяхтинском краеведческом музее хрустального бочонка колонны.
«От прекрасного, единственного в своём роде хрустального иконостаса оставался только бочонок с одной из хрустальных колонн, сохранившийся в Кяхтинском краеведческом музее. И чертежи. По ним и восстановили часть уникального иконостаса. Министерство культуры поддержало благое дело",- отметила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
Удивительна история хрустального бочонка из Кяхтинского краеведческого музея, по сути единственной на сегодня сохранившейся детали подлинного иконостаса Воскресенской церкви в Кяхте, благодаря которой и удалось начать работу по его воссозданию. Именно благодаря этому музейному экспонату удалось установить точные размеры больших бочонков - 265 мм. От этого размера уже были вычислены размеры остальных деталей иконостаса.
Известно, что этот бочонок в числе других был демонтирован в 1930 году, а поступил в Кяхтинский краеведческий музей в 1980 году. Его принёс в те времена работник Улан-Удэнского авиазавода Андрей Михайлович Хлебников, уроженец деревни Большая Кудара Кяхтинского района. Поскольку бочонок был разбит, Андрей Михайлович его склеил и сохранил у себя.
Весь иконостас состоял из 26 колонн: 20 больших первого яруса и 6 малых – второго яруса. Всего 120 больших и 24 малых бочонка из горного хрусталя, изготовленных на Гусевском хрустальном заводе в XIX веке. Общими усилиями, благодаря пожертвованиям местных жителей, реставраторам удалось воссоздать одну хрустальную колонну иконостаса. Освящение первой реконструированной хрустальной колонны, входящей в него, состоялось 18 января 2023 года.
Коллектив Кяхтинского краеведческого музея под руководством директора Баира Цыремпилова также внёс пожертвование на изготовление одного хрустального бочонка, за что был торжественно удостоен сертификата о пожертвовании.
На сегодняшний день воссоздана правая (южная) часть иконостаса - большая тумба с шестью хрустальными колоннами, в каждой из которых по 6 больших бочонков. В работе использованы материалы высшей пробы: золото, хрусталь, бук. Бочонки для колонн изготовлены в г. Гусь-Хрустальном по технологии XIX века. Над медальонами работал бурятский скульптор и ювелир Юрий Эрдынеев. Первой восстановленной эмблемой стало изображение Бородинского сражения, отлитое в Иволгинском дацане. В работе использованы эскизы известного художника Фёдора Толстого. В воссоздании деревянной тумбы также были задействованы мастер по изготовлению деревянной резьбы Дмитрий Ковалёв и дизайнер Ольга Ковалёва. Основную работу по реконструкции фрагмента иконостаса проводили реставратор, мастер-иконописец Олег Шулепов и мастер-позолотчик Мария Шулепова. Полностью восстановить иконостас планируется к 300-летию Кяхты в 2027 году.
Воссоздание иконостаса – это и дань уважения сегодняшним защитникам Отечества, их подвигам и мужеству.
После чина освящения, проведённого настоятелем Успенского храма г. Кяхта протоиереем Олегом Матвеевым, в главном приделе храма для гостей выступили артисты Бурятского театра оперы и балета.
Напомним, первая деревянная Воскресенская церковь в Кяхте была построена в XVIII в. В 1810 г. её решили заменить на каменную - по проекту московского архитектора Григория Герасимова. Храм во имя Воскресения Христова с двумя тёплыми приделами во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца заложили 1 июня 1830 г. К строительству привлекались даже итальянские мастера. Церковь строилась на средства от «аксиденции», а также за счёт богатых пожертвований. Строительство было окончено и храм был освящён 13 октября 1838 г. По отзывам Николая Пржевальского, Петра Козлова и других путешественников и исследователей Центральной Азии, «по внутреннему благолепию и богатству храм едва ли найдёт себе равных во всей Сибири». Его называли «Застывшей музыкой в камне». Прекрасный внешний вид церкви сочетался с пышным богатством внутреннего убранства. Особенно замечателен был алтарь в холодном приделе своим уникальным хрустальным иконостасом в бронзе, серебряными царскими вратами, живописью икон, серебряным престолом и жертвенником, драгоценным евангелием и громадным серебряным паникадилом, усеянным цветными камнями.
Роскошный иконостас главного алтаря храма, разработанный иркутским губернским архитектором Александром Разгильдеевым и в 1848 г. утверждённый архиепископом Иркутским Нилом, был выполнен в стиле Вестминстерского аббатства. Часть икон для него создал в 1847-1848 гг. художник Э.Рейхель. В 1854 г. в обновлении и реставрации икон принимал участие художник-декабрист Н.А. Бестужев.
В 1930-е гг. Воскресенская церковь была закрыта и передана под склад, а затем и вовсе заброшена. Полная реставрация церкви завершилась в 2011 году.
Деятельность Кяхтинского краеведческого музея осуществляется при поддержке министерства культуры Бурятии и главы ведомства Соелмы Дагаевой. Министерство успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, национальным проектом "Культура", инициированным Президентом России Владимиром Путиным.
#ХрустальныйИконостас
#ХрустальноеЧудоКяхты