Статуэтки «Лев-шидзы»

Материал: нефрит

Размеры: Лев 17,5*12 см.

        Львица 17*12 см.

Ши-цза́ (Ши-дза́) Китайский лев, лев-страж — традиционное, обычно скульптурное и парное изображение мифического льва-стража (иногда — собаки или оленя) перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая (приблизительно со времён династии Хань) и Японии. В настоящее время — атрибут буддийских храмов в Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) и Центральной Азии (Монголия и Россия) и синтоистских святилищ.

Лев как мистический символ имеет широкое распространение в дхармических религиях. Он, например, является ваханой (ездовым животным) Манджушри.

В соответствии с верованиями Древнего Китая, лев — мифический защитник Закона, страж сакральных сооружений. Он является символом могущества и успеха, царской власти и силы. В Корее, где китайскому льву соответствует корейская собака, его шкура считалась крепчайшей бронёй. В Японии дзиси представляют собой смесь китайского льва и корейского пса, наделяясь теми же мифическими силами и способностями.

Традиционно, львы-стражи располагаются парой по обеим сторонам входа в святилище. При этом, по правую руку обычно располагается лев, по левую — львица. Обычно, лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как тама — сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица в таком случае обычно изображается придерживающей лапой львёнка – символ рождения, процветающее потомство. У парной скульптуры обычно одна фигура изображается с открытой пастью, другая — с закрытой. Это трактуется по-разному: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых, либо как визуальное обозначение первой и последней букв санскритского алфавита («а» и «у»). Вообще, открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых. В экспозиции Филиала Кяхтинского музея у обоих львов разинуты рты, таким образом, они отпугивают злых демонов.

Считается, что во время правления императора Чжана в Восточной Хань в 87 году нашей эры король Парфии преподнес ему льва. На следующий год в качестве подарка привезли еще одно животное из Центральной Азии, из страны, известной как Юэджи. Самые ранние каменные львы были сделаны в начале династии Восточная Хань (25 — 220 г. н. э.), в период появления в древнем Китае буддизма. Согласно буддийским представлениям, лев считается символом благородства и достоинства, животным, которое может защитить истину и оберегать от зла. По этим причинами было популярно украшать каменными ши-цзу мосты. Наиболее известная в России пара львов-стражей Ши-цза́  установлена при спуске к Неве на Петровской набережной в Санкт-Петербурге. Скульптуры имеют высоту 4,5 м и вес 2,5 т каждая. На обоих постаментах высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова.

Пару львов-защитников Вы можете встретить в стенах филиала Кяхтинского краеведческого музея в городе Улан-Удэ по ул. Советская, 27а.

Эти сувенирные львы были куплены музеем в 1978 году у жительницы с. Хоронхой (Кяхтинский район). Они использовались как подсвечники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *